Так уж сложилось, что множество людей вокруг меня не умеют читать. По крайней мере, такое впечатление создаётся при наблюдении за ними. Например, откроет такой человек страничку по ссылке, кнопки «Воспроизвести видео» там не увидит, картинок — тоже, и такое трогательное выражение у него на лице появляется… Смотрит, вроде бы и внимательно, но взгляд расфокусирован, лицо слишком задумчивое, и даже какое-то беспомощное… Как будто написано по кхмерски, ну или человек не знает, что читать можно. В общем, кажется, что все «очки чтения» расходуются на ежедневное чтение «Книги Мормона» или «Библии», и сил больше ни на что не остаётся.
Так вот, текст, который обсуждается в этом сообщении, прочитать стоит. Даже и не думайте закрывать вкладку после перехода по ней — читайте, читайте, читайте. Я знаю, что там много букв. Поверьте: вы не пожалеете.
Вот, собственно, ссылка: http://nbspace.ru/math/. Это перевод взрывного эссе Пола Локхарда (не путать с американским же астронавтом), учителя математики в школе Святой Анны в Бруклине, Нью-Йорк. Перевод очень качественный и неплохо вычитанный, хотя немного случайных грамматических ошибок в нём всё же пока есть. Для любителей языка Байрона даю ссылку на оригинал: http://www.maa.org/devlin/devlin_03_08.html
Кому следует читать этот текст:
- Тем, кто любит математику.
- Тем, кто не любит математику.
- Тем, кто учил или учит математику в любом учебном заведении уровнем ниже, чем MIT или Лунный колледж.
- Учителям математики любого учебного заведения, домашним репетиторам математики, да и любой другой технической дисциплины тоже, хоть и в меньшей степени.
- Да! И вам тоже это нужно прочитать.
Дальнейший текст относится к тем, кто по ссылке уже сходил и текст уже прочитал. Остальным, кликоом-арш!
Очень красивое и сильное эссе. Автор, конечно, качает маятник в противоположную сторону (чего стоят, хотя бы, его нападки на практическое применение математики), но при такой ситуации в школьном образовании это и неплохо. Ведь действительно уже почти никто не знает, ни что такое математика, ни зачем она нужна. И действительно, математические теории очень часто рождаются как музыкальные произведения — задолго до того, как мир найдёт им применение. Люди же, которые творили их, делали это из чистой любви к искусству.
Хороший пример с кошмарным сном музыканта. Учить ноты, считая, что учишь музыку - как нельзя лучше отражает школьные уроки математики.
Это эссе об американских реалиях, но у нас (да и во всём мире) всё очень похоже. Разве что не такая страшная нотация на геометрии, не такая строгая форма строгого доказательства на той же геометрии, ну и то, что у нас все предметы в школе - обязательные.
Я же хочу добавить, что проблема не только с математикой (хотя с ней — хуже всего, конечно же). Современное образование дурно пахнет, при этом вокруг него крутится масса людей, которые с умным видом рассуждают о том, насколько оно полезно для будущей жизни. Толковые люди, которые в наши дни из него выходят, и которых вы могли бы привести мне в качестве контрпримера, выходят не благодаря, а вопреки ему.
Полтора десятка лет отданы нудному зазубриванию формул, дат, определений и правил, вместо умного, доброго и весёлого изучения кучи всякой интересной всячины, которой полон этот замечательный мир.
Ссылки:
- Упомянутый Джон Хортон Конвей (John Horton Conway) и его замечательные изобретения: игра «Ростки» («Sprouts») и клеточный автомат «Жизнь» («Game of Life»)
- Великолепные игры «Гекс» («Hex»), «Го» («Go») и «Ним» («Nim»). Мой коллега, очень хороший программист и очень умный человек, уверяет, что го намного богаче и полезнее для ума, чем шахматы.
- Как не надо рассказывать детям о математике
- Галилео Галилей и его «Диалог о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой»
- Что делают Симплицо и Сальвиати в эссе Локхарда
- О картине наверху: известная многим картина Богданова-Бельского "Трудная задача" на самом деле учит не полезным вещам, а всего лишь красивым, или интересным. Подробно это рассмотрено у Якова Перельмана (не путать с современным питерским гением), прочитать об этом и многом другом можно по этой ссылке: Яков Сидорович Перельман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий