суббота, 12 июня 2010 г.

Les Trois Mousquetaires et d'Artagnan


Недавно состоялся застольный разговор, в котором была задета тема "Трёх мушкетёров" Дюма, и, как это иногда бывает, какая-то область мозга продолжила эту тему обдумывать. Когда же курсор сознания забрёл в эту область, на свет всплыла поразившая меня мысль. Светлые, романтические образы, их благородство и честь, оказались погребены под этой мыслью, и, похоже, уже никогда не воскреснут. Степень моего расстройства сравнима с "Деда Мороза не существует".

Disclaimer - наверняка, я с этой мыслью не первый.

Так вот - д'Арнаньян и его три друга были натуральными врагами французского народа, и их вполне стоило судить за измену.

Судите сами.


Людовик мой - глупец, но не обманешь кардинала...
О короле и кардинале устами умнейшей женщины французского двора.
Испанка я, иль нет?
Испанка. Точно вам говорю.

В романтической истории с подвесками, исполненной благородного пафоса, они помогали королеве. Анне Австрийской. Та же, в свою очередь, активно работала против Франции в пользу Испании - чего только стоит её письмо своему брату. Помогали они ей, как ни странно, под лозунгом "Разве мы не слуги их величеств?", а на самом деле - устраивая личную жизнь д'Артаньяна. Насколько я понимаю, присягу при этом они приносили королю лично, а вовсе не королеве.




В ходе этой истории они, особенно д'Артаньян, тесно сдружились с политическим и военным руководителем враждебной страны. Но это можно было бы простить, в конце концов, мы, мужчины, создания странные, и вполне можем подружиться с врагом, если тот заслуживает нашего уважения. Если бы не то, во что эта дружба в итоге вылилась.



Британский флот и армия Британии нужны,
Лишь для того нужны, лишь для того нужны,
Чтоб я в любви добиться мог успеха.
Это ли достойное поведение правителя?

Лирическое отступление - а так ли достоин уважения положительный герой Бэкингема? Являясь de-facto, повторюсь, военным и политическим руководителем Британской империи, он всю - всю! - свою внешнюю политику выстраивает исходя не из национальных интересов, а из стремления заслужить одобрительную улыбку своей любимой. То есть, в конечном итоге, из интересов своего противника на политической арене - Испании. Я понимаю, что дам, вероятно, это восхищает, но что вообще можно хорошего сказать о таком политике? А если это политик вашей собственной страны? Да-да - "политику Британии решать теперь должны сердечные дела ее министра".


Так вот, наши замечательные друзья, молодой гасконец и три его приятеля, состоящие на королевской службе, которым стоило бы защищать интересы Франции, уже начинают по-настоящему этим самым интересам вредить. А именно - из-за приязни к Бэкингему ("Герцог - хороший человек, он подарил нам замечательных коней" - "А главное - превосходные сёдла!") и неприязни - к миледи, встают на пути и едва не срывают операцию собственной разведки - той самой операции, на которую кардинал послал миледи. По существу - действуют против Франции в пользу Британской империи. В военное время, ага.



Миледи же, в свою очередь, замечательный агент французской разведки. Штирлиц, просто. И несмотря на старания доблестных слуг короля Людовика, да несмотря вообще ни на что, задание с блеском выполняет, устраняя в одном лице сильного военного противника и агента влияния другого противника на политической арене. А главное - этим срывает вражеское вторжение, которое, скорее всего, оказалось бы успешным, и уж в любом случае повредило бы интересам Франции.

Кардинал же, один из главных отрицательных персонажей, вообще единственный персонаж книги, который печётся не о собственных интересах, а о благе своей страны. Причём искренне, с полной самоотдачей и очень успешно.



Я вам прошу измену королевству, но не прощу измену королю.
Собственно, показатель состоятельности французского монарха, как руководителя.

Ещё одно лирическое отступление: а вот Людовик, положа руку на сердце, правитель фиговый. Всё ему хихоньки да хаханьки, а уж стимулировать конфликты между вооружёнными силами своей же страны, да с летальными исходами - это ни в какие ворота не лезет. Да он за своей женой уследить не может - на кардинала полагается, куда уж тут править.

Кстати, если копнуть глубже, то и в истории с подвесками ребята сорвали операцию родной разведки. Потому как, "в чужом белье копался Ришелье" не корысти ради, а в государственных интересах - подорвать доверие короля к Анне, и, соответственно, влияние Анны при дворе. Чтобы воспрепятствовать Анне проводить происпанскую политику во Франции. Снизить вред от этого агента влияния испанского престола в родной стране, от которого невозможно избавиться иными способами.

Вообще говоря, Ришелье за 18 лет правления удалось сделать почти невозможное: одолеть всех врагов внутри страны и за ее пределами, укрепить монархию и создать условия для ее расцвета при «короле-солнце». Он сам говорил, что сделал из Франции умирающей Францию торжествующую.

Ещё раз: кардинал - достойный и преданный национальным интересам Франции политик. Особенно он вызывает уважение на фоне впечатляющего раздолбайства положительных героев произведения. Сейчас бы в Украине таких политиков, побольше да повыше.

Но зато положительные герои, безусловно, очень романтичны и благородны, и классно поют.